Рецензия на фильм «Ученик»
Рецензия на фильм «Ученик»

Рецензия на фильм «Ученик»

❤ 482 , Категория: Новости,   ⚑ 14 Авг 2017г

Одна из целей искусства – предостерегать, показывая, что нас может ожидать, пойди мы по скользкой дорожке. Как предостерегали нас Оруэлл и Хаксли, как рассказывал «что будет, если» Достоевский в своём «Преступлении и наказании», так и современный немецкий драматург Мариус фон Майербург обнажает подводные камни. Используя доступную искусству гиперболизацию и гротеск, он откликается на события, кажущиеся невозможными в 21 веке – войны на почве религии – и переносит их в свою страну. Может, в его Германии подобное и кажется гиперболизированным, а вот российским реалиям соответствует на все сто. Это и показал российский режиссёр Кирилл Серебренников, перенеся пьесу сначала на подмостки московского «Гоголь-центра», а затем и на экран.

Вениамин Южин вдруг стал зачитываться Библией. И до того его поразило Писание, что решил парень жить по законам Господа, а заодно и всех окружающих научить. А начать он решил с одноклассников, устраивая проповеди и провоцирующие акции прямо на уроках. Воспротивилась подобному только преподаватель биологии Елена Львовна, вступив с парнем в полемику и попытавшись доказать наукой несостоятельность религии. Их противостояние переходит в настоящую войну, заставляя всех в школе выбирать сторону. И учительница явно остается в меньшинстве.

Извечный спор между человеком религиозным и сторонником научного познания выглядит примерно так, как показано в фильме: с глухим спокойствием последователя слова Божьего и истериками бессильной анти клерикальной стороны. Она всегда в проигрыше, ибо религия догматична, а состоятельность научных теорий уже требуется доказать. Фанатичная вера непоколебима, пошатнуть её практически нереально, а значит самый эффективный вариант — просто уйти. Именно этого Елена Львовна вовремя и не сделала. Конечно, можно сказать, что она действовала неправильно, стоило более деликатно, тонко. Но такое мнение будет означать только то, что его автор не часто принимает участие в спорах о религии.

Вениамин действительно проповедует — зачитывает наизусть целые куски из Библии. А чтобы все это не казалось голословным, режиссёр на экране приводит точные ссылки на источник, чтобы каждый мог сам прочесть и понять, что цитирование добавлено отнюдь не для драматического эффекта. Ибо там есть чего пугаться. Мы привыкли к смягчённому христианству, а Вениамин предлагает нам идти с “огнём и мечом” на неверного. Напоминает что-то, не правда ли? К концу фильм открыто признает, что Библия полна антисемитских высказываний, театры и выставки развращают, а “эта ваша наука” — уловка дьявола для отвращения людей от истинного Бога. Если вам вдруг кажется, что подобного в современном мире нет, узнайте, кто такой Герман Стерлигов.

Фильм представляет собой не только критику религии, укоренившейся в российском обществе очень глубоко и проникающей даже в те сферы жизни, в которые в большинстве стран ей давно путь закрыт. Это также острая критика системы образования: учителя шкалы закрывают глаза на проблемы и больше борются за успеваемость, чем пытаются действительно как-то воспитать молодое поколение. Критика воспитания в семье, часто построенного на высказываниях а-ля “мой ребенок золотце, он такого сделать не мог», а также критика менталитета. Ну и, естественно, критика политической системы, куда ж современное независимое кино без неё? Как говорится, не мы эту традицию начали, не нам её и заканчивать.

Все герои в фильме — образы без характеров (дань театральному первоисточнику). Мы, как и остальные герои фильма, не задаемся вопросом, как Вениамин дошёл до жизни такой; нам разбираться с последствия ми. Естественно, поведение парня вызывает негативную реакцию, однако с некоторыми его словами не согласиться просто не можешь. Недалёкого школьного священника с золотыми часами и проповедующего по брошюркам он обругал за дело. Елена Львовна, которая поначалу вызывала только сочувствие, под конец стала тоже напрягать, когда скатилась в истерику и не смогла вовремя остановиться. Чистым и непорочным тут остался только калека Гриша (всё по канонам) — единственный друг и ученик местного “мессии”. И его действительно жаль: пойдя против своего бога, он стал мучеником.

Прекрасна идейная часть, прекрасно и исполнение. Особенно внимание стоит обратить на многозначительные и довольно нестандартные ракурсы, создающие эффект присутствия и улучшающие восприятие бесконечных разговорных сцен. Оператор Владислав Опельянц создал прекрасный визуальный ряд, дополняющий картину слоем подтекста и приправленный телегой символизма.

Вердикт

Та Россия, которая показана в фильме Серебренникова, действительно существует. Если хоть раз при прочтении в вас появилась нотка протеста — фильм обязателен для просмотра. И даже если не появилась — настоятельно рекомендуется.


Итоговая оценка: 7 баллов из 10!


По теме: ( из рубрики Новости )

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

1 × два =

Похожие записи

наверх